Фото: Денис Тарасов/OK-inform

В середине февраля в Городской наркологической больнице Петербурга закрылось десятое отделение, занимавшееся терапией зависимости. 20 лет назад оно было создано Валентиной Новиковой — клиническим психологом, консультантом по химической зависимости, международным тренером по организации и проведению процессов терапии зависимости и созависимости.

В своей работе Валентина Новикова объединила лучший мировой опыт по решению проблемы зависимости, и сегодня тысячи людей по всей России и за рубежом называют ее мамой, потому что она дала им вторую жизнь — свободную от наркотиков и алкоголя. Попадая на десятое отделение, больные получали знание о своей болезни и инструменты, помогающие им полноценно жить дальше. Модель реабилитации там называется «Миннесота». Она после выписки ориентирует людей на прохождение программы «12 шагов».

Врачам выгоднее пичкать лекарствами, а не лечить зависимость

— Наркомания — это сложное мультидисциплинарное биопсихосоциодуховное заболевание, передающееся по наследству. А значит, роль врачей при ее лечении — минимальная. Доктор-токсиколог лишь помогает очистить организм зависимого от ядов. А дальше к работе подключаются психологи, психотерапевты, социальные работники, равные консультанты, то есть те, кто смогли справиться со своей зависимостью, — объяснила Валентина Новикова.

Для беседы она пригласила нас в свой реабилитационный центр «Школа независимости» на Большом проспекте Васильевского острова. В нем одновременно учатся жить со своей болезнью не больше 12 человек. В среднем реабилитация длится 64 дня. За это время зависимым дают знания об их болезни, чтобы они понимали, чем и как больны, кто они есть на самом деле, и учат их выздоравливать в терапевтических группах. А параллельно родные и близкие зависимых посещают группы взаимопомощи, поскольку созависимость — тоже серьезная болезнь.

— Сегодня в петербургской наркологии происходит сокращение коечного фонда на пять тысяч койко-мест, в том числе за счет нашего отделения терапии зависимости. К сожалению, в России не умеют лечить зависимых. Врачам важнее удержать пациентов, чтобы выполнить так называемый госзаказ и получить зарплату. Для этого они пичкают их нейролептиками, транквилизаторами, снотворными, пересаживая с одних препаратов на другие, а потом выписывают с формулировкой «устойчивая установка на трезвость». Какая тут трезвость? Проблема зависимости при таком «лечении» никак не решается, несмотря на то, что на него выделяются огромные бюджетные средства, деньги налогоплательщиков, — говорит Валентина Новикова. — Не хотят в нашем государстве понимать, что лечение зависимости — это немедикаментозные формы и способы взаимодействия с пациентом. Поэтому в России и нет ни одного факультета, на котором бы преподавали аддиктологию.

Свою точку зрения на терапию зависимости Новикова распространяет на семинарах и лекциях, видеозапись которых можно найти в интернете.

Кстати, центр Новиковой, по ее словам, предприятие бездоходное, и сегодня Валентина Владимировна вынуждена искать финансовую помощь на стороне, чтобы довести до конца первичных пациентов, которых она забрала с десятого отделения и которые проходят реабилитацию бесплатно.

Центры, в которых не лечат, а калечат за деньги наивных родственников

— То, что сегодня творится во многих частных ребцентрах, не лучше, чем в официальной наркологии. Моду начал диктовать один из фондов, который вовсю нарушает закон о психиатрической помощи, насильно привозя и удерживая больных в своих центрах. Я когда-то с ним сотрудничала, ездила в Москву и вела семейную программу, видела, как это все начиналось, и ушла, потому что их работа противоречит моим моральным принципам, — рассказывает Валентина Владимировна.

Наркомания — это гигантская кормушка для нечестных людей. Распилить от нее кусок стремятся официальные лица и представители общественности. Новикова говорит, что самая громкая реклама, на которую клюют отчаявшиеся родственники наркоманов, относится к самой фейковой наркологии.

— Мне больно и страшно от того, что происходит. Мамаши, отправляющие своих детей в эти центры и отдающие мошенникам последние деньги, не понимают самой концепции болезни. А первое, что нужно делать родителям, чьи дети употребляют, — это собрать информацию о заболевании. Например, послушайте мои беседы о природе зависимости и созависимости, — советует Валентина Владимировна.

Пока человек в центре, семья должна ходить на лекции и читать книжки, чтобы подготовиться к новой жизни. Без изменений семьи шансы зависимого на выздоровление сокращаются.

Она предупреждает, что если в центре, в который вы хотите отправить своего наркомана, запрещают общение с родными, то это уже звоночек. Значит, есть что скрывать. Во-вторых, если центр находится далеко от дома, не надо туда отдавать ребенка.

— У нас есть такое правило — где заболел, там и выздоравливай. Учись отказывать друзьям-наркоманам и барыгам. Повернись лицом к своим страхам, а не убегай от них, — говорит Новикова.

Она говорит, что нельзя верить тому, что после реабилитации человек станет идеальным.

— Был пьяный сукин сын, стал трезвый сукин сын. И шоу только начинается. Пока человек в центре, семья должна ходить на лекции и читать книжки, чтобы подготовиться к новой жизни. Без изменений семьи шансы зависимого на выздоровление сокращаются. Зависимость — это семейное заболевание, — объясняет Валентина Владимировна.

Она не устает повторять, что заболеть — не стыдно, стыдно не выздоравливать. Особенно в Петербурге, где работает множество анонимных групп для зависимых и созависимых.

Алкоголизм и наркомания — это верхушка айсберга

Между тем, по словам Валентины Новиковой, наркомания в России продолжает процветать, трансформируясь, поскольку появляются новые препараты.

— Солевые наркоманы — это особый разговор. Это смертники, и благодаря китайскому фармпрому вся Сибирь скоро вымрет. А что с этими делать — никто не знает. Другая угроза — это аптечные наркоманы. А с подростками — вообще беда… Иногда кажется, что кому-то выгодно, чтобы нас стало меньше, чтобы наш генофонд сокращался, — считает руководитель «Школы независимости».

А еще ее возмущает тот факт, что алкоголиками в России никто не занимается, хотя их у нас — полстраны. Новикова говорит, что неприлично не понимать, что страшилки и запреты на продажу алкоголя не помогут справиться с алкоголизмом россиян. Вместо популистских мер нужно взращивать педагогов и психологов, которые понимают глубину личности, ее механизмы и мотивации.

— Алкоголизм и наркомания — это верхушка айсберга. Когда человек начинает употреблять, это уже конец. И думать, что употребление — это проблема, является несусветной глупостью, — объясняет Валентина Новикова.

Она говорит, что пока в России не изменится отношение к алкоголизму и наркомании, ситуация вряд ли улучшится. У нас все еще принято считать, что это не болезнь, а порок. Поэтому зависимые люди отказываются признаваться в том, что зависимы, и находят всяческие оправдания своему поведению. А ведь признание того, что ты бессилен перед алкоголем или наркотиками и потерял контроль над собой, — это первый шаг программы «12 шагов»…

Автор: Елизавета Садкова
Источник: Общественный контроль ok-inform.ru