Ласточкины клювы, бараньи глаза, сырой угорь, чай из кроличьего помета, вино с кокаином, порошок из черепа висельника — все это средства от похмелья из разных стран и времен. Причем не самые экстравагантные, а именно регулярные и типичные, практикуемые на протяжении веков.

Человечество мается с похмелья по меньшей мере 12 тысяч лет. Как только начались первые эксперименты с сельским хозяйством, появились и сопутствующие вещи: брага, праздники плодородия и, конечно, похмелье. С тех пор мы почти безуспешно ведем борьбу с этим злым даром богов. Разные народы придумывали разные способы, один другого хлеще.

  • Молитвы о ниспослании тошноты. Древний Египет и Древняя Греция.

Люди древности воспринимали похмелье исключительно с точки зрения анимизма, то есть веры в духов. Утренний сушняк и головная боль, по их мнению, были результатом работы злокозненных духов или жестоким уроком от богов плодородия. Поэтому одним из самых распространенных способов борьбы с похмельем были молитвы.

Древние египтяне с похмелья молились богине подземного мира, сексуальности и пива по имени Небетхет. Просили ее о скромном одолжении — вызвать у просящего рвоту и очищение. Видимо, без богов даже в этом деле тогда было никак. Древние греки были оптимистичнее: они старались пить из чаш, на которых были написаны молитвы Дионису. Просили ниспослать веселье, но избавить от побочных эффектов. Может быть, даже помогало.

  • Мирра, лакрица и кардамон. Вавилон.

Жители древнего Междуречья использовали для борьбы с интоксикацией весьма своеобразное средство. Рецепт, мягко говоря, небанальный: мирра (ароматическая смола), лакрица, кардамон, бобы, масло и вино смешивались в пасту, которую полагалось есть натощак. Помогает это или нет — неизвестно, последние люди, которые вот так лечились от похмелья, умерли тысячи лет назад.

  • Ласточкины клювы. Ассирия.

Ассирийцы, захватившие все то же Междуречье, позаимствовали у порабощенной культуры и метод борьбы с похмельем. Только они привнесли в него собственный штрих: ласточкины клювы. Они толклись и смешивались с миррой и вином и поедались в виде той же пасты.

  • Овечьи кишки и совиные яйца. Древний Рим.

Древнеримский писатель и эрудит Плиний Старший оставил нам подробные указания не только об истории, но и о борьбе с похмельем. Философ советует согражданам выпивать совиные яйца и заедать все это жареными канарейками с солью и перцем.

Но борьба постфактум — это только полдела. Плиний Старший рекомендует «укреплять» желудок и кишки непосредственно до возлияний, поев жареных овечьих потрохов. Да хранят его боги!

  • Бараньи глаза. Монголия и Маньчжурия.

Древнейшее степное средство от похмелья, которое практиковали, в частности, монголы и маньчжуры — это маринованные бараньи глаза. Звучит отвратительно и хардкорно. Возможно, таким способом монголы просто пытались вызвать у себя целительную тошноту.

  • Мускатное вино. Персия. XII век.

Персидский поэт Омар Хайям оставил нам не только прекрасные рубайи, но и способ борьбы с похмельем, практиковавшийся в средневековом Иране:
Мне с похмелья лекарство одно принеси,
Если мускусом пахнет оно, принеси,
Если вылечить хочешь Хайяма от скорби
Ранним утром Хайяму вино принеси.

Речь, очевидно, идет не просто о любом вине, но о мускатном вине. Почему-то именно оно лучше всего поправляло поэта и его современников.

  • Сырой угорь и вареная капуста. Средневековая Англия.

Средневековые англичане, которые были не дураки выпить вересковый грюйт (эль тогда еще не придумали), явно знали о похмелье что-то такое, чего не знаем мы. Лечиться с бодуна они предпочитали с помощью сырого угря и вареной капусты. Звучит так, словно англосаксы пытались изобрести суши параллельно японцам, но не преуспели.

  • Череп повешенного, аммиак и слоновьи кости. Британия XVII века.

Британия XVII века уже села на паровоз индустриальной революции, так что даже борьба с похмельем была поставлена на поток. Самым известным новомодным способом были так называемые «Капли Годдарда», разработанные медицинским гением Джонатанам Годдардом. В состав средства входил перемолотый череп висельника, аммиак, толченая высушенная гадюка и слоновьи кости — все равно лучше, чем гомеопатия.

  • Горячий ром со сливочным маслом и бобровой струей. Английские колонии в Северной Америке. XVII век.

Первые колонисты, обосновавшиеся в Северной Америке, были, мягко говоря, странными людьми. Достаточно сказать, что их любимым прогревающим пойлом был теплый ром, смешанный со сливочным маслом. Иногда в этот и без того мерзкий коктейль добавляли шкварки бекона или даже бобровую струю. Собственно говоря, это пойло одновременно считалось лучшим противопохмельным средством. Железные люди с железными кишками.

  • Вода с сажей и уксус. Викторианская Англия.

К XIX веку британцы наконец дошли до одного из лучших способов борьбы с алкогольным отравлением. Речь идет об абсорбентах. Мы употребляем активированный уголь, а типичный англичанин наливал стакан горячей воды, сыпал в него сажу или угольный порошок и, благословясь, пил эту смесь.

Другой способ предполагал растирание висков уксусом. Им спасались от бодуна нежные викторианские дамы.

  • Чай из заячьего помета. Дикий Запад.

Традиции первых колонистов не умерли даже спустя столетие. На Диком Западе XIX века похмелялись уже не бобровой струей со сливочным маслом, но тоже своеобразно. Бороться с «синими дьяволами» (как здесь называли бодун) предпочитали с помощью напитка под нейтральным названием «Jackrabbit tea». На деле это был просто сушеный, перемолотый и заваренный кипятком помет американского зайца-беляка.

  • Вино с кокаином. Европа начала XX века.

Европа конца XIX и начала XX века была совершенно безумным временем. Настолько, что Папа Римский Лев XIII рекламировал вино с кокаином и даже лично наградил его создателя. Напиток назывался «Вино Мариани», и он содержало 250 миллиграмм кокаина на литр вина — било по шарам, должно быть, невероятно.

Европейцы и жители американских мегаполисов считали «Мариани» наилучшим средством от похмелья. После сырого угря и помета зайца их можно понять.

  • Вустерширский соус с яйцом и «Табаско». Рецепт начала XX века от Вудхауза.

Пэлем Грэнвилл Вудхауз, создатель «Дживса и Вустера», отлично разбирался в джентльменских делах. А нет ничего более джентльменского, чем побороть похмелье, показав природе, кто настоящий хозяин планеты. Писатель предлагает следующий рецепт лучшего антипохмельного коктейля:

«Одно сырое яйцо вылить в полстакана вустерского соуса, щедро посыпать красным перцем, добавить четыре таблетки аспирина и размешать».

«В первую минуту ощущение было такое, будто в башке кто-то взорвал мину и полез вниз по пищеводу с горящим факелом в руке, но затем все встало на свои места. Сквозь окно засияло солнце, в древесных кронах зачирикали птички, и вообще заря надежды вновь разрумянила небеса».

  • Спагетти, сода, водка, секс и экзистенциализм. Рецепт Кингсли Эмиса 1972 года

Кингсли Эмис — британский писатель-нонконформист и один из лидеров литературного движения «рассерженные молодые люди». В общем, ему можно верить. В своем эссе On Drink 1972 года Эмис раскрывает читателю главную тайну похмелья: большая часть отвратительности состояния исходит не из физических, а из экзистенциальных источников. Головная боль и тошнота — это терпимо, а вот чувство омерзения к самому себе и ко всей Вселенной — уже невыносимо. Поэтому, прежде чем пить, автор советует разобраться в себе и понять, каково твое место в мире. В общем, надо стать цельной непробиваемой личностью, тогда все будет нипочем. Останется лишь побороть физическое недомогание. Последнее Эмис Кингсли предлагает улучшить посредством следующих блюд: спагетти с ветчиной (запивается водкой), вода с пищевой содой, томатный сок (запивается водкой). Но главное блюдо — это, конечно же, секс. Именно он спасает и от экзистенциальной тоски, и от физического недомогания.

Источник: pikabu