Выздоровление, как духовный путь, с трудом принимали в профессиональном сообществе. Критика программы «12 шагов» со стороны медиков сводилась к игнорированию духовной природы алкоголизма и наркомании, а потому эту программу часто просто не хотели знать, как «непрофессиональное», т.е. немедицинское вмешательство в «дела врачей». Ничего нового: бывало, что и священника не пускали к больным, а тут какие-то алкоголики… Медики «не знают и знать не хотят», что существует реабилитация после медицинской помощи, и лет двадцать (!) нам в Москве приходилось доказывать её успешность. Сейчас примерно половина врачей рекомендуют своим пациентам продолжение выздоровления в программе «12 шагов», остальные часто говорят о них пренебрежительно – но никогда не приходят посмотреть. Что ж, мы выросли в советское время…

Но самое печальное в том, что некоторые клирики Православной церкви занимают похожие позиции. Их критика программы «12 шагов» основана на искажении фактов и затем гневного осуждения. Программу называют безбожной, говорят, что в ней нет понятия греха – а там в половине «шагов» про покаяние, и остальные – про принесение его Богу; её называют сектой – но там нет ни вероучения, ни культа, ни лидера, ни денег; говорят об отчаянии – но сама программа говорит о духовном пробуждении, и на собраниях вы встретите радость. Программу, которая утверждает себя вне – но не против! – Церкви, обвиняют в том, что она не проповедует Христа. Наконец, православный сайт перевел и выложил в «сети» пасквиль основателя атеистической программы «рациональная терапия» — конкурента двенадцати-шаговых программ!

Анонимные Сообщества в ответ молчат. По свому уставу – «традициям» они не включаются в полемику, они просто работают и помогают выздоравливать алкоголикам, наркоманам и их близким. Они делом отвечают на эту критику.

Всё это очень грустно, потому что на самом деле деятельность Анонимных Сообществ нуждается в критике, критике трезвой и профессиональной. Анонимные Сообщества находятся вне Церкви, их функция состоит в том, чтобы помочь сохранять трезвость путем духовного пробуждения, это дорога к храму – но не сам храм. И потому возникает два вопроса: о Церкви, и о самой дороге.

Во-первых, нужно, чтобы дорога и храм встретились. То есть нужно, чтобы происходила встреча человека, покаянно изменяющего свою жизнь, с Богом в Церкви. Нужно, чтобы Церковь встретила человека, обратившегося к Богу, и показала ему Истинного Бога – это её прямая функция, в отличие от Анонимных Сообществ. На практике это выглядит так: признав собственную неспособность совладать с зависимостью, наркоман или алкоголик в Сообществах находит более могущественную силу, помогающую ему сохранять трезвость – людей, обладающих опытом выздоровления, силами, надеждой – всего этого у новичка нет. С помощью этой поддержки он какое-то время сохраняет трезвость, и жизнь закономерно становится лучше, чище, выше, потому что люди, помогающие ему, живут именно так. Тогда, идя вслед за ними, он приходит к необходимости принять решение: поручить свою волю и жизнь Богу. Что он знает о Боге в это время? Очень мало – и много, это милость Бога к нему, грешному, опытно переживаемая в эти дни. Поэтому человек ищет Бога – и может встретить Его в Церкви, если услышит знакомое: «сами себе, и весь живот наш Христу Богу предадим – Тебе, Господи». Оказывается, здесь происходит то, что человек ищет! Далее, в соответствии с программой «12 шагов» исследуя дефекты своего характера и признавая их перед собой, Богом и каким-либо другим человеком, — он встречается с церковным таинством покаяния, с т.н. «генеральной» исповедью, и если священник поможет ему в этом, вновь произойдет эта встреча с Христом. Программа затем предлагает ему, вновь признавая свою несостоятельность в одиночку справиться с грехами, страстными привычками – «дефектами характера» — просить Бога об избавлении от них в регулярной работе, и здесь таинство покаяния вновь может стать для него путем осуществления этой работы, как и возмещение ущерба другим людям, по возможности осуществляемое в совете со священником и товарищами в Сообществе, уже имеющими такой опыт. Что уж говорить о молитве и размышлении одиннадцатого шага, т.е. чтении духовной литературы и размышлении в беседе с духовником, только Церковь и может направить здесь человека! И тогда духовное пробуждение, о котором говорит программа «12 шагов» в своем последнем шаге, становится пробуждением веры в человеке, который пришел в Церковь, и продолжает идти этим путем далее, ходя в храм и прибегая к таинствам, но не забывая и практическую сторону своей трезвости – опыт выздоравливающих алкоголиков и наркоманов, и отдавая собственный опыт другим членам Сообществ – вне Церкви.

Таким образом, взаимодействие Церкви с программой «12 шагов» может стать действенным опытом Её миссии там, где особенно нужно Её окормление – среди страдающих и пытающихся идти к выздоровлению наркоманов и алкоголиков.

И это действительно сейчас происходит. Сегодня около 10 московских православных приходов предоставляют свои помещения для собраний Анонимных Сообществ. В регионах нам тоже известны примеры успешного взаимодействия. Священники находят силы и время помогать духовным советом, отвечать на вопросы, просто показывать собой, как Православная Церковь ждет своих чад. Кроме наркоманов и алкоголиков, множество жен, матерей, детей в соответствующих группах получают здесь помощь, и роль миссии огромна. Священник может пригласить желающих – уже вне собрания Анонимных Сообществ, но внутри своего общения в людьми – на чтение акафиста образу «Неупиваемая чаша», в паломническую поездку.

Здесь есть динамика. Пятнадцать лет назад, когда мы только начинали работу в реабилитационном центре, священники с недоумением слушали нас; общества православных врачей отказывали нам в сотрудничестве. А мы, в ответ на просьбу помочь с молитвой, писали пациентам «Отче наш» и другие молитвы и искали «понимающего» священника, который после исповеди наркомана не «поставит его на поклоны», запретив ходить к Анонимным Наркоманам. Сегодня в нашем реабилитационном центре работает катихизический семинар для желающих, пациенты читают и стараются (под руководством) понимать Евангелие, а паломнические поездки не могут вместить всех желающих. Здесь именно происходит встреча, и запрос наркомана или алкоголика, или их родственника о помощи находит ответ в Церкви…

Но не всё бывает гладко. Наша Церковь только начинает узнавать движение Анонимных Сообществ и это только первые шаги в их взаимодействии. Бывают и неудачные опыты. В том же Даниловом монастыре однажды алкоголики не смогли вести себя достаточно вежливо и количество собраний в здании воскресной школы пришлось сократить. Недавно закрыли, надеюсь, ненадолго, — группу наркоманов, которая собиралась в Новоспасском монастыре в Москве: однажды из-за организационных неполадок молодые люди долго ждали на территории монастыря и вели себя не очень-то по-монастырски… Да, это наркоманы и алкоголики, они не ангелы. Но хотят стать лучше… Не всё сразу. Наверное, «не ангельский» характер этих прихожан надо учитывать при организации новых групп. Наверное, нужно всё же помнить, что Анонимные Сообщества – это внецерковная организация, в отличие от воскресной школы. Но собрания в церковных помещениях, как мне кажется, проходят с особым вниманием и пользой, ведущий предупреждает о соблюдении церковных приличий. Это должно быть движением навстречу друг другу.

Второй вопрос, возникающий в связи с критической оценкой деятельности Анонимных Сообществ, это вопрос о пути. Если мы думаем, что они являются дорогой к храму, так насколько хороша сама дорога, туда ли она ведет? И тут наблюдаются тревожные тенденции.

Первым возникло Сообщество Анонимные Алкоголики, это было в 30-х годах в США. Программа «12 шагов», выработанная ими, и без изменений принятая остальными Анонимными Сообществами: Анонимными Наркоманами, группами родственников алкоголиков Ал-Анон и др. – эта программа без обиняков называет Бога источником помощи в сохранении алкоголиком трезвости и изменении им своей жизни. Более того, программа формулирует это не просто как помощь, а «попечение Бога», «волю Бога, которую нам надлежит исполнить». Оговорка «как мы Его понимаем» относится скорее к тому, каким Бог встретился человеку в его личном опыте, а вовсе не предполагает многобожие, или «придуманного», «удобного» бога, что ясно видно из литературы Анонимных Алкоголиков (сноска). В программе нигде не употребляется слово Бог во множественном числе, и всегда Он – Бог — Личность, с большой буквы. Это оставляет алкоголику возможности идти дальше по пути познания Бога, в углублении своего «понимания» Его. В уставе АА Бог противопоставляется любому лидерству в Сообществе, способность людей выразить свой опыт встречи – или понимания – любящего Бога, без споров о мнениях отсылает к Его авторитету.

Но шли годы, и мир менялся. Созданные в 50-е годы Анонимные Наркоманы – уже после войны – не в формулах, но в трактовке шагов стали несколько отличаться от этой позиции, что видно из их литературы. Там появился оборот «Высшая Сила», применяемый как синоним слову Бог – опять только в единственном числе и с большой буквы, — в целях (ложно понимаемой – авт.) политкорректности. Это, несомненно, явилось следствием расцерковления мира, влияния нью-эйджевских течений и определенной нравственной глухоты потребителя. Всё это в полной мере – если не в большей – относится, боюсь, и к современной российской действительности. Те же секты-колдуны-экстрасенсы, тот же культ потребления, та же нравственная глухота… Оборот «Высшая Сила» сегодня легко привился в Сообществе Анонимные Наркоманы, да и в других его тоже можно услышать. Употребляется он вполне синонимично слову Бог, и это, конечно, одно из имён Божьих, но церковный человек сразу настораживается: замена неэквивалентна. Как бы не ошибиться в адресе, как бы не послужить другой, мимикрирующей под Бога, силе… Утешает то, что человек при этом всё равно идет путем покаянного изменения своей жизни, молится, конечно, Богу, и нередко узнаёт тогда в безличной «Высшей Силе» — Христа. Думаю, что чем скорее узнает, тем меньше шансов у него будет заблудиться во всякие йоги, «Высшие Разумы» и пр. И здесь роль Церкви важна как никогда. Нам нужно суметь принять человека, который ищет Бога, пойти ему навстречу, чтобы его встреча с Богом Живым состоялась в Церкви. Чтобы он, по слову святых отцов, увидел в наших глазах «сияние вечной жизни».

Последнее, о чем хочется сказать в этой главе – напомнить православному читателю евангельскую историю о слепорожденном (Ин 9:1-38). В нашей жизни тоже явились дела Божьи: алкоголики и наркоманы трезвые, покаянно меняют свою жизнь, молятся Богу и возмещают нанесенный ими в употреблении ущерб. Как никто, это видят их родители и близкие, знавшие их ещё месяцы назад опасными, страдающими и озлобленными. Чудны дела твои, Господи! Как соседи того слепорожденного, мы нередко спрашиваем: да тот ли это человек? «Како ти отверзостеся очи?». И как тот слепорожденный, не знавший Христа Богом, но точно рассказавший, что с ним сделал «тот человек», после чего он прозрел – так же и алкоголик с наркоманом нам точно и прямо объясняют, как они выздоравливают в Анонимных Сообществах по программе «12 шагов» и остаются трезвыми. Нам тогда нужно увидеть главное – преображение человека, и поклониться Богу в изумлении и радости, а не «субботствовать», упрекая за второстепенные вещи: за молитву, взявшись за руки; за американизмы в литературе и недостаток воспитания в вере. «Отвеща человек и рече им: о сем бо дивно есть, яко вы не весте, откуду есть, и отверзе очи мои; вемы же, яко грешники Бог не послушает, но аще кто Богочтец есть и волю Его творит, того послушает… аще не бы был сей от Бога, не мог бы творити ничесоже» (Ин 9:20-21, 23). И какая радость, надежда в конце той истории, вспомним: «Он же рече: верую, Господи. И поклонися Ему» (Ин 9: 28).

сноска:
Вообще, если говорить что-то о позиции Анонимных Сообществ, лучше проверять свою точку зрения по т.н. «программной» литературе, т.е. текстах, одобренных как соответствующие духу программы «12 шагов» на всемирных форумах этих Сообществ. Ими же эти тексты и издаются, что сохраняет единство главных позиций, не уклоняясь в частные мнения отдельных участников. Это имеет негативное побочное следствие: вся «программная» литература переводная, причем этой всемирной службой, и потому там полно американизмов, вызывающих иногда недоумение.

Источник: Реабилитационный центр «Зебра»